Александр Митта — renommированный режиссёр и автор песен, чья музыка стала незаменимой частью отечественной культуры. Он также известен как автор книги "Кино между раем и адом", которая стала популярным учебным пособием для начинающих кинематографистов. В детстве увлекался живописью и мечтал посвятить свою жизнь искусству. Проектировал свои первые киноработы в 1961 году с дипломной картиной "Друг мой, Колька!", после чего создал ряд известных фильмов. Рассмотрим наиболее значимые работы Александра Митты.
"Звонят, откройте дверь" (1965)
После дебюта Митта снял ещё один полнометражный фильм "Без страха и упрека" и появился в эпизоде фильма Марлена Хуциева "Застава Ильича". Его первой международной наградой стал фильм "Звонят, откройте дверь" — история о приключениях двенадцатилетней Тани, сыгранной Еленой Прокловой, которая отправилась искать одного из основателей пионерского движения, чтобы произвести впечатление на вожатого-пятиклассника Петра. В 1966 году этот фильм получил награду "Льва Сан-Марко" на Венецианском кинофестивале, став признанием в области детского кинематографа.
"Гори, гори, моя звезда" (1969)
Следующая работа Митты — историческая трагикомедия о революционной Жанне д’Арк, действие которой разворачивается в провинциальном городке во времена Гражданской войны. В фильме снимались звездные актеры: Олег Табаков, Олег Ефремов, Евгений Леонов, Леонид Куравлев и Нонна Мордюкова. Во время создания картины возникали сложности с советской цензурой — на роль искремаса планы были у Ролана Быкова, но его образ вызвал ассоциации с репрессированным Всеволодом Мейерхольдом. Образ Табакова, исполнившего роль Искремаса, был признан политически приемлемым, поскольку напоминал Сергея Эйзенштейна.
"Сказ про то, как царь Петр арапа женил" (1976)
Экранизация неоконченного романа Пушкина с Владимиром Высоцким в роли арапа Ибрагима Ганнибала вызвала широкий общественный резонанс. Михаил Шолохов направил гневное письмо руководству страны, обвиняя фильм в «унижении достоинства русской нации». Несмотря на критику, картина стала очень популярной, её посмотрели более 36 миллионов человек, а за рубежом фильм был востребован в более чем 10 странах мира. В США показ был запрещен из-за опасений реакции общества на игру Высоцкого в роли чернокожего героя.
"Экипаж" (1979)
Фильм "Экипаж" стал одним из самых масштабных отечественных кинопроекций — его посмотрели свыше 71 миллиона зрителей в 1980 году. Этот фильм стал первым отечественным фильмом-катастрофой, жанр которого набирал популярность на Западе и в Советском Союзе. Изначально финал картины был трагичным, однако из-за недовольства Леонида Брежнева его пришлось изменить, чтобы не показывать погибших. Среди запоминающихся моментов — первая эротическая сцена в советском кино, которая удивила и потрясла зрителей.
Кроме того, "Экипаж" стал первым фильмом в СССР, где была показана эротическая сцена, вызвавшая множество обсуждений. Несмотря на сокращение сцены, даже ее часть оказала сильное впечатление на аудиторию.
"Сказка странствий" (1982)
Этот экспериментальный фильм стал первым произведением Митты, созданным одновременно для взрослых и детей. В основу легла философская фантастика, сочетающая элементы ужасов и комедии, что сделало "Сказку странствий" культовым фильмом. Картина метафорически отражает зависимость советской экономики от нефти и символизирует события 1968 года в Чехословакии. В фильме прозвучала одна из лучших работ композитора Альфреда Шнитке.
"Граница. Таежный роман" (2000)
На пике популярности российских сериалов режиссёр решил создать драматический сериал о пограничной жизни в Дальневосточном городке на границе с Китаем. Работа затянулась на три года из-за недостаточного финансирования. Главной песней сериала стала "Ты неси меня, река", написанная Миттой, в исполнении Игоря Матвиенко, который позже создал хит группы "Любэ". Этот сериал стал одним из последних больших проектов режиссёра и закрепил его место в отечественном кинематографе.
Даниил Хмелевской