В уютной мастерской на коленях у мастерицы лежит небольшая пиала с козьим пухом. Женские руки уверенно вращают старое деревянное веретено, на котором словно прослеживаются века традиций вязальщиц региона. Невесомая пуховая нить, которая должна там быть, пока остается невидимой для глаз и фотоаппарата.
Из веретена нить переходит в клубок, соединяясь с тончайшими шелковыми волокнами. Спицы мастерски сплетают узор из только восьми базовых элементов, создавая уникальный оренбургский пуховый платок — предмет народного промысла, который сохраняется в регионе уже почти 300 лет.
Преподаватель отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в Оренбургском художественном колледже, мастер с шестым поколением вязальщиц — Маргарита Азнабаева — начинает обучение студентов с основ: обработка пуха, создание пряжи, составление схем вязания и, собственно, изготовление изделия.
Программа обучения основана на наследии семьи, передаваемом из поколения в поколение. Мама Маргариты, Роза Гумерова, еще в 1991 году разработала методику, позволяющую обучать школьниц из села Желтое Саракташского района — одного из центров промысла. Она фиксировала узоры на миллиметровой бумаге, чтобы потом объяснять ученицам, ведь большинство узоров хранятся в памяти мастеров-предков.
Платок — тепло и красота
Искусствовед и заведующая галереей «Оренбургский пуховый платок» Ирина Бушухина подтверждает историческую важность изделия. «В 1851 году платок был представлен на Всемирной выставке в Лондоне, что стало признанием народного промысла. Тогда платки отличались тонкостью вязания и ярким казачьим стилем», — отмечает она.
К сожалению, сохранилось очень мало образцов первых изделий — моль и время уничтожили их. Известно лишь, что в XIX веке платки были огромных размеров и ценились за изящество и мастерство вязания.
По мнению Ирины Бушухиной, оренбургский пуховый платок был изобретением народного порядка, возникшим как «вдовьий казачий промысел»: женщины, остававшиеся дома после долгих разлук или потерь на войне, использовали козий пух для создания украшений и теплых вещей.
В XX веке промысел приобрел межэтнический характер — вязали представители всех народностей, проживающих в регионе, что сделало его символом единства и многонациональной культуры.
Платок как воспитание и развитие личности
Созданная советская система пуховязания имела важное социальное значение. «Это был способ воспитания ответственности у женщин, — говорит Бушухина. — За работу платили деньги, и дети могли видеть результат своих усилий, что делало их ответственными и самостоятельными».
Совместное творчество, обмен узорами и навыками, игра с клубком — все это развивало у детей чувство ответственности и умение трудиться. Первое изделие, созданное начинающей вязальщицей, продавалось и давало понимание ценности труда.
Студенты колледжа обычно начинают с небольших работ, а со временем — создают полноценные платки и палантины. Обучение включает развитие технических навыков и творческого подхода, что помогает сохранить и развивать традицию.
Мастер-класс по орнаментам народов Оренбуржья способствует развитию уважения к культуре и формированию оригинальных дизайнерских решений.
Украшение и популяризация
Сегодня в колледже ежегодно обучаются 8–10 мастеров, большинство из которых — выпускники школ из региона и соседнего Казахстана. Многие из них продолжают образование, а некоторые выбирают профессиональную деятельность в моде, дизайне, театральном искусстве или производстве.
Навыки работы с пухом остаются ценными, а изделия — отличным хобби и дополнительным источником дохода. Некоторые студенты уже создали коллекции, вошедшие в музеи, или получили заказы на уникальные артефакты, такие как копии старинных платков.
Вероника Самохвалова, начинающая вязальщица, рассказывает о прогрессе: «Первое мое изделие — платок, подаренный бабушке. Сейчас я вязать умею быстро и с удовольствием, слушаю музыку или просто наслаждаюсь процессом».
Интерес к традиции проявляют и мужчины: один из известных случаев — вязание большого платка регентом Жёлтинской церкви Ермолаем Федоровым. Современные студенты продолжают экспериментировать, создавая свои уникальные изделия.
Вдохновение и будущее промысла
Изделия из козьего пуха вдохновляют на творчество и новые проекты. Николай Захаров и Андрей Уваров создали предприятие, объединяющее всех участников процесса — от заготовки пуха до реализации готовых изделий. В их коллекции — палантины, платки, варежки, сувениры, реализуемые через онлайн-платформы.
На предприятии работают более 300 вязальщиц, большинство из которых — пожилые женщины, преимущественно в Саракташском районе. Мастерицы регулярно проводят показательные мероприятия, демонстрируют работы, обучают новички, а также создают уникальные образцы, такие как платок «Дружба», связанный 43 мастерами за два года.
Одним из заметных шедевров является платок Таслимы Агадамовны — копия 130-летней паутинки, воспроизведенная с оригинальных фондов Эрмитажа. Размер 365 на 365 сантиметров и вес около 700 грамм делают его уникальным памятником народного ремесла.
Для популяризации промысла реализуют проект «Школа пуховниц», позволяющий желающим научиться этому искусству за короткие онлайн-уроки. Такие инициативы помогают сохранить традицию и привлекать молодое поколение в ремесло, которое с каждым годом становится все менее популярным.
В регионе из козьего пуха создают разнообразные изделия: от шапок и шали до интерьера и элементов одежды. Известные дизайнера и модельеры используют оренбургский пух в своих коллекциях, создавая модные и арт-объекты. Примером — работы Анны Советовой, в которых используются мотивы пухового платка, а некоторые экспонаты выставлены в музеях, в том числе в связи с историей космонавтики и культурным наследием региона.