Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Центре «Зотов»
Уникальная выставка, организованная Центром «Зотов» совместно с Музеем AZ, посвящена исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я»** — ключевого издания неофициального русского искусства, которое выходило в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я»** впервые были опубликованы работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и многие другие.
Журнал стал не только мостом между советским андеграундом и западной аудиторией, но и помог художникам определить своё место в истории искусства, следуя традициям русского авангарда 1910–1920-х годов. На его страницах публиковались:
- манифесты и статьи об авангардистах,
- произведения Малевича, Филонова, Матюшина и других классиков,
- теоретические размышления о современном искусстве.
«А-Я» как исторический феномен
С середины 1930-х произведения авангардистов были изъяты из музеев, альбомов и библиотек в рамках борьбы с «формализмом». Лишь через 20 лет интерес к авангарду начал возрождаться, но знания о нём оставались фрагментарными. Журнал «А-Я»** стал первым системным источником, где наследие русского авангарда было представлено в трёх ключевых аспектах:
- Публикация архивных материалов первого авангарда в разделе «Наследие»;
- Диалог современных художников с историческим авангардом;
- Анализ авангардных течений в контексте искусства 1970–1980-х.
Благодаря «А-Я»** были переоткрыты многие теоретические и художественные концепции раннего авангарда, в то время как советские издания только начинали освещать эту тему.
Экспозиция: диалог эпох
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда и включает более 350 экспонатов, среди которых:
- работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова;
- произведения Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова;
- архивные документы и подлинные публикации из журнала.
Журнал, который часто называют «бумажным музеем», теперь обрёл физическое пространство. Посетители смогут:
- пройти сквозь номера «А-Я»,
- увидеть оригинальные произведения и архивы,
- погрузиться в атмосферу эпохи.
Архитектурное решение и структура выставки
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали уникальную концепцию выставочного пространства: в центре круглого зала размещён белоснежный «журнальный» куб, символизирующий страницы издания. Внутри него представлен раздел «Наследие» из восьми номеров (семь художественных и один литературный).
Темы выставки отражены в разделах:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Случайная встреча»,
- «Опять ангела нарисовал…»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь» и другие.
Во внешнем периметре за кубом посетители узнают:
- историю создания журнала,
- его роль в мировой и отечественной арт-сцене,
- причины прекращения выпуска.
Как посетить выставку
Вход по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе Центра «Зотов»** или по телефону: +7 495...
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.