Исполнители:
- Татьяна Иващенко (сопрано)
- Диляра Идрисова (сопрано)
- Галина Круч (сопрано)
- Светлана Ползикова (сопрано)
- Яна Дьякова (меццо-сопрано)
- Дмитрий Белянский (тенор)
- Сергей Писарев (тенор)
- Борис Степанов (тенор)
- Александр Миминошвили (баритон)
- Софья Журкина (фортепиано)
- Ксения Цендра (фортепиано)
Программа концерта:
В.А. Моцарт (Wolfgang Amadeus Mozart 1756-1791)
1 отделение:
- Песня "Daphne, deine Rosenwangen" / "Дафна, розы щёк твоих" для сопрано и фортепиано KV 52 (46c) (1768). Исп. Борис Степанов
- Песня "Sehnsucht nach dem Frühling" / "Тоска по весне" на ст. К.А. Овербека (Christian Adolph Overbeck 1755-1821) для голоса и фортепиано KV596 (1791). Исп. Яна Дьякова
- Песня "An Chloe" / "К Хлое" на стихи И.Г. Якоби (Johann Georg Jacobi 1740-1814) для голоса и фортепиано KV524 (1787). Исп. Борис Степанов
- Песня "Des kleinen Friedrichs Geburtstag" / "День рождения маленького Фридриха" на стихи И. Г. Кампе (Joachim Heinrich Campe 1746-1818) для голоса и фортепиано KV529 (1787). Исп. Александр Миминошвили
28 июня 2025 года на сцене Концертного Пакгауза в исполнении солистов Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина прозвучит вокальная музыка В.А. Моцарта.
Во второй половине XVIII века в вокальном искусстве доминировали итальянские канцоны и французские романсы, народные песни и оперные арии. Моцарт стал одним из ведущих композиторов в развитии жанра песни — немецкой, французской, австрийской, посвятив этому явлению критические статьи и свои сочинения. В совершенстве изучив традиции итальянского вокального письма и исполнения, композитор написал свои первые песни в юности, а одна из самых известных, очаровательная "Sehnsucht nach dem Frühling" / "Тоска по весне", появилась в последний год жизни композитора.
В творческом наследии В.А. Моцарта более 50 канцон (песен) и канонов. В основном небольшие по объему, они изысканны в своей простоте и безупречны с точки зрения композиторского письма: роскошная вокальная кантилена и филигранная инструментальная партия. Каждое произведение абсолютно уникально. Среди них — забавные розыгрыши, хоральные миниатюры, романтические баллады, классические пьесы, почти "оперные" арии, менуэты и сарабанды, написанные по случаю встреч с друзьями, для домашних салонов и публичных концертов.
Особенностью моцартовских лидов (Lied — песня на немецкие стихи), стал выбор композитором литературной основы для них. В вокальных миниатюрах, как, впрочем, и в операх, обычно большую роль играет поэтический текст. Моцарт практически не использовал для своих песен высокую поэзию. Авторы стихов, которые его привлекали, были мало известны и совершенно не соответствовали уровню моцартовского дарования. Но композитор считал, что стихи — это лишь повод для создания музыки, а песни, на них написанные, — безделушки, не стоящие внимания, "побочный продукт", как сказал австрийский музыковед Альфред Энштейн. Подтверждением этого стало, например, то, что Моцарт уступил права на несколько своих лидов, среди которых "Das Traumbild" / "Видение" и "Als Luise die Briefe ihres ungetreuen Liebhabers verbrannte" / "Когда Луиза сожгла письма своего неверного любовника", своему другу Готфриду фон Жакену, в гостях у которого они и были сочинены. И только в основе лирико-драматической сценки "Das Veilchen" / "Фиалка" лежат гениальные стихи И.В. Гете.
"Ты, Моцарт — Бог", — написал Александр Пушкин о гениальном венском классике. Спорить с этим невозможно. Сочинения Моцарта в любом жанре восхищают безупречной гармонией и красотой. Но только ли это делает их величайшим музыкальным сокровищем? Внешней "стройности" неизменно сопутствует смысловая и эмоциональная глубина и "смелость".
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.