Н.А. Римский-Корсаков "Золотой петушок"
Небылица в лицах, опера в 3-х действиях с 1 антрактом
Либретто В.И. Бельского по сказке А.С. Пушкина
Продолжительность: 2 часа 40 минут
Постановка 2025 года
Премьера: 6 марта 2025 года
- Режиссер-постановщик — Ангелина Никонова
- Дирижер-постановщик — Дмитрий Синьковский
- Главный хормейстер — Арина Мирсаетова
- Художник-постановщик (сценография, костюмы) — Варвара Тимофеева
- Художник по свету — Стас Свистунович
- Балетмейстер-постановщик — заслуженный артист России Леонид Сычев
- Ассистенты режиссера — Мария Шестерикова, Александр Малов
- Помощники режиссера — Полина Майорова, Руслан Малеков, Анастасия Икатова
- Ассистенты дирижера — Владислав Лаврик, Захар Зайцев
- Ответственный концертмейстер — Софья Журкина
- Концертмейстеры — Людмила Горохова, Наталья Кубасова, Ольга Горбач
- Выпускающий продюсер — Надежда Мамонтова
Действующие лица и исполнители:
- Царь Додон — Сергей Теленков, Георгий Екимов, Виктор Ряузов
- Царевич Гвидон — Сергей Писарев, Александр Гостев, Дмитрий Белянский
- Царевич Афрон — Евгений Фан, Алексей Кошелев
- Воевода Полкан — Матвей Пасхальский, Виктор Ряузов, Георгий Екимов, Вадим Соловьев
- Ключница Амелфа — Карина Хэрунц, София Схиртладзе
- Звездочет — Владимир Куклев, Сергей Годин
- Шемаханская царица — Венера Гимадиева, Галина Круч
- Золотой петушок — Анастасия Джилас, Татьяна Иващенко
- Попугай — Софья Чижова, Камилла Исакаева
Хор и балет Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина
Оркестр Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина
6, 7, 8, 9 марта 2025 года Нижегородский театр оперы и балета имени А.С. Пушкина представляет премьеру последней оперы Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о золотом петушке".
В 1834 году Пушкин приехал в родовое имение Болдино в надежде, что здесь его вновь посетит творческое вдохновение, как это случилось в предыдущие визиты в 1830 и 1833 годах. Итогом этой Болдинской осени стала сатирическая "Сказка о золотом петушке". Пушкиноведы утверждают, что сюжет сочинения основан на "Легенде об арабском астрологе" из сборника "Легенды Альгамбры" писателя-романтика Вашингтона Ирвинга.
Но, как известно, на свете часто встречаются интерпретации одного и того же сюжета у разных народов. Так история о жадном и ленивом правителе, загадочном кудеснике и коварной красавице благодаря пушкинскому гению превратилась в "Сказку о золотом петушке". Впервые сочинение было опубликовано в 1835 году в ежемесячном русском журнале "Библиотека для чтения". "Сказка о золотом петушке" — последняя сказка, написанная Александром Пушкиным.
В 1906 году русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков был уже неизлечимо болен. Он не строил новых планов, а скорее подводил итог своей жизни. Ждал постановки "главной", по его мнению, оперы "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", завершил рукопись воспоминаний "Летопись моей музыкальной жизни".
Но в октябре в его нотной тетради появляется первая фраза новой оперы — тема Золотого петушка "Кири-куку, царствуй, лежа на боку". А поэт и либреттист Владимир Иванович Бельский получает от композитора записку:
"Нет ни службы, ни работы
В день торжественный субботу,
Двадцать первый октября,
Ни на что не посмотря,
К Вам сбираюсь на минутку,
В третьем часе меня ждите
(коль нельзя, то напишите)
Сочинять хочу не в шутку
"Золотого петуха".
Хи, хи, хи да ха, ха, ха."
Так началась работа над последней оперой Николая Римского-Корсакова "Золотой петушок". Владимир Бельский, автор либретто к "Садко", "Сказке о царе Салтане", "Сказанию о невидимом граде Китеже", полностью сохранил пушкинский текст и дополнил его своими строфами в стиле поэта. Уже в апреле 1907 года было полностью готово первое действие, а 29 августа 1907 года работа над оперой завершилась.
Николай Андреевич был счастлив вновь ощутить "муки" и радость творчества. Осталось дождаться постановки "Золотого петушка" на театральной сцене. В ход событий, как и в случае с пушкинской сказкой, вмешались политика и цензура. Получив от цензора оперу с некоторыми сокращениями, композитор в 1908 году пишет издателю Борису Петровичу Юргенсону:
"Если цензура и на новое, совершенно безобидное заключение не согласится, тогда и я не соглашусь и возьму свое либретто назад, а цензуру осрамлю в газете; всему есть предел... Ни в клавире, ни в либретто никаких изменений делать не должно, клавир и партитура должны оставаться в оригинальном виде на вечные времена, а либретто тоже сохранить следует". Последнее в жизни Римского-Корсакова письмо от 6 июня 1908 года было адресовано также Борису Юргенсону:
"Что же касается "Золотого петушка", то дело обстоит неблагополучно. Московский генерал-губернатор против постановки этой оперы и сообщил об этом в цензуру, а потому думаю, что и в Петербурге будут против".
Впервые последняя опера Н.А. Римского-Корсакова была поставлена после смерти композитора с цензурными сокращениями 24 сентября 1909 года в Московской частной опере С. И. Зимина. Сейчас "Золотой петушок" — одна из самых репертуарных опер в мире.
На Нижегородской сцене "Золотой петушок" первый и единственный раз был поставлен в 1955 году.
В 2025 году опера возвращается в репертуар Нижегородского театра оперы и балета в версии режиссера Ангелины Никоновой. Это первая оперная постановка режиссера в России — в 2023 Ангелина с огромным успехом дебютировала как оперный режиссёр в Гамбурге с "Леди Макбет Мценского Уезда" Шостаковича. Режиссерское прочтение оперы лежит в аспекте духовной борьбы человека с искушениями и своими губительными страстями. "Добрым молодцам урок" не ограничивается временем и пространством. Даже во втором тысячелетии живы образы, созданные Пушкиным и Римским-Корсаковым.
О чем же будут говорить со зрителем участники постановки? О правде и кривде. О любви и корысти. Об искренности и лжи... Волшебная атмосфера создаётся посредством декораций, костюмов, световых решений, хореографии и режиссуры. А заложенные в постановку серьезные смыслы завуалированы легкой сказочной и юмористической подачей, продиктованной музыкой Н. А. Римского-Корсакова. "В этой звукосказке все мудро: и принципы мастерства, и приемы выражения, и конструктивная логика, и магия убедительности, исходящая от творческой изобретательности, и лукавое сплетение драматических элементов, создающих зловеще прекрасное театральное действо..." Б. Асафьев
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.