В мире Баха — за органом харизматичная Эльнора Гросс. Органное творчество немецкого гения — это звуковое воплощение Вселенной, полное величия, глубины и духовности. В произведениях Баха царит строгий порядок и гармония, как и во Вселенной, где все элементы взаимосвязаны и подчинены единому закону.
Импровизационные прелюдии можно сравнить с рождением новых галактик, а фуги, созданные по строгим законам полифонии, отсылают нас к законам физики, управляющим движением небесных тел. Слушая органные сочинения Баха, ощущаешь себя частью вечного потока времени и пространства.
В концерте прозвучат грандиозные двухчастные циклы, которые по традиции своего времени включают импровизационную первую часть — токкату, фантазию или прелюдию, и многоголосную, чётко выстроенную по законам полифонии фугу.
Вечер откроет Фантазия и фуга соль минор, созданная Бахом для участия в конкурсе на место органиста в церкви Святого Якоба в Гамбурге. Для этого надо было сочинить фугу, и значимый в мире музыки авторитет Иоганн Маттезон в качестве темы предложил мелодию фламандской студенческой песни. Бах создал грандиозный опус, в котором продемонстрировал не только искусство композиции, но и виртуозное исполнительское мастерство. Фугу впоследствии объединили в двухчастный цикл с трагической фантазией соль минор.
Особое место в творчестве Иоганна Себастьяна занимают хоральные обработки, столь важные в истории музыкального искусства барокко. Это своеобразные музыкальные комментарии к текстам протестантских гимнов, соответствующих датам церковного календаря, в которых Бах использовал самые разнообразные приемы и техники.
Хоральные обработки гения давно уже вышли далеко за рамки церковного пространства. Их совершенная красота привлекла не только внимание композиторов и публики в разные эпохи, но и использовалась в качестве саундтреков мирового кинематографа. Например, фа минорная прелюдия звучит в фильме Тарковского «Солярис», став одним из полноправных героев. Торжественная и яркая Прелюдия и фуга ре мажор — виртуозный цикл, написанный молодым Бахом в Веймаре.
Пастораль — единственное баховское сочинение в этом популярном в те времена жанре, демонстрирует его мастерство и умение адаптировать различные музыкальные формы под свой неповторимый стиль.
Бах и Вивальди. В их творчестве развитие немецкой и итальянской музыки в блистательную эпоху барокко достигло апогея. Пусть Бах и Вивальди никогда не встречались на протяжении своей земной жизни, на афишах многочисленных концертов XXI века их музыкальные диалоги происходят достаточно часто. Лейпцигский кантор высоко ценил творчество неуемного аббата, создав целый ряд блестящих органных транскрипций его инструментальных концертов, один из которых прозвучит.
Баховская Чакона для скрипки соло, завершающая вечер, — вершина скрипичного репертуара, написанная после смерти любимой жены Марии Барбары, в ней соединились земная скорбь и катарсис души, финал которого — победа духа над материей. Сложнейшее полифоническое сочинение ознаменовало новый этап скрипичных возможностей и стало настолько популярным, что многие композиторы в разные времена создавали его инструментальные версии. Вы услышите Чакону в транскрипции для органа соло.
Во Вселенной Баха — великое органное путешествие.
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке – совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de France — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия и фуга соль минор BWV 542
- Хоральная прелюдия O Mensch, bewein dein Sünde groß BWV 622
- Прелюдия и фуга ре мажор BWV 532
- Пастораль фа мажор BWV 590
- Антонио Вивальди (1678–1741) — Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт до мажор BWV 594
- Хоральная прелюдия Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ BWV 639
- Чакона из Партиты № 2 для скрипки соло ре минор BWV 1004 в транскрипции для органа Анри Мессерера
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов Эльнора Гросс, орган
Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.