«Воскресение» — дебютная премьера Никиты Кобелева в качестве главного режиссёра Александринского театра. В 2022 году он представил спектакль «Тварь» по пьесе Валерия Семеновского, основанной на романе «Мелкий бес» Ф. К. Сологуба. Эта работа была удостоена премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучший спектакль. Малая форма» и показана на Днях Александринского театра в Москве и Ереване.
Лев Толстой — один из авторов, к творчеству которого театр неоднократно обращался на протяжении своей истории.
В 1891 году здесь впервые на профессиональной сцене была поставлена пьеса «Плоды просвещения» (1890). Впоследствии театр возвращался к этой пьесе, в том числе в 1907 году Евтихий Карпов поставил её к 55-летию литературной деятельности Л. Н. Толстого. В 1895 году, сразу после снятия цензурного запрета, была представлена пьеса «Власть тьмы» (1886).
Выдающийся режиссёр и реформатор театра Всеволод Мейерхольд дважды ставил Толстого в Александринском: в 1911 году — «Живой труп», в 1918 году — драму «Пётр Хлебник».
В 2000-х годах Толстого в репертуар театра возвращает Валерий Фокин, сперва поставив «Живой труп» в 2006 году, а затем осуществив в 2015 году вторую редакцию спектакля с народным артистом России Петром Семаком в главной роли.
Последний роман Толстого «Воскресение» (работу над ним писатель вёл с перерывами с 1889 по 1899 год) впервые поставлен в Александринке. Премьера прошла на Новой сцене им. Вс. Мейерхольда в январе 2024 года, а в мае того же года спектакль был переведён на Основную сцену. Сценическая адаптация, над которой Никита Кобелев работал вместе с драматургом Дмитрием Богославским, включает мотивы и отдельные сцены из других произведений классика, таких как повести «Крейцерова соната» и «Отец Сергий», а также неоконченный рассказ «Записки сумасшедшего».
Подход Никиты Кобелева к классическим текстам отличает пристальное внимание к смыслам произведения. Режиссёр ищет не иллюстративного, но содержательного соответствия мыслям и идеям автора. Для Кобелева всегда важно актуальное звучание текста, то, как он резонирует с залом здесь и сейчас.
В романе Толстого, который воссоздаёт широкую панораму русской жизни конца XIX века, режиссёра прежде всего интересует частная история главного героя Дмитрия Нехлюдова:
«Для меня в романе было важно увидеть, „вскрыть“ внутренний сюжет, не внешний. Мне интересно, как меняется главный герой, какой он путь проходит, пытаясь искупить то зло, которое причинил другому человеку, разобраться, а можно ли его вообще исправить? Нехлюдов старается облегчить участь девушки, которую когда-то обесчестил. Встречает её случайно на суде. Прозревает и понемногу меняется. Он попадает в жизнь, которая была ему непривычна, которую он не знал. Воскресение — если говорить просто, это восстание из тела. Человек из горизонтальной жизни, в которой он был в богатстве и пресыщенности, пробуждается и открывается для жизни иной, ищет смысл для себя, то ради чего жить. Он знакомится с другой Россией, которую не знал, не видел. Пытается разобраться, где он, с кем он, кто он. Понять, что правильно, что неправильно».
Премьера на Новой сцене им. Вс.Э. Мейерхольда — 26 января 2024 года
Первый показ на Основной сцене — 17 мая 2024 года
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.