Дебора Раттер покинула Чикагский симфонический оркестр после конфликта с музыкальным директором Риккардо Мути. Ни один из них не уступил, и кому-то пришлось уйти. Раттер была уволена более могущественным оппонентом из Белого дома. В мире музыки выживает сильнейший, пока не появляется более крупный хищник.
В Венской государственной опере результат был противоположным. Интендант Богдан Рощич столкнулся с музыкальным директором Филиппом Жорданом. Несмотря на поддержку музыкантов, Жордану пришлось уйти. Похожая ситуация произошла недавно в Сиэтлском симфоническом оркестре.
Покойный Лорин Мазель не знал жалости в переговорах и репетициях, хотя мог быть очень тонким, когда это было необходимо. Клаудио Аббадо всегда поручал увольнения другим. Я видел, как лояльные администраторы плакали, обнаружив нож Аббадо в своей спине. Аббадо всегда выходил сухим из воды, как и Караян. Бернштейн притворялся, что не имеет к этому никакого отношения.
Так происходит и сейчас.
Мое впечатление о Яапе ван Зведено (на фото) таково, что он не хуже многих других дирижеров и администраторов. Однако голландцу не хватает навыков ведения переговоров и самоконтроля, что приводит к публичным вспышкам гнева, которые трудно стереть. Яап должен знать, что Сеульский филармонический оркестр, его последний коллектив, имеет историю смены главных дирижеров так же часто, как меняют рубашки. Посмотрим, как он отреагирует, когда это произойдет.
Тем временем посмотрите голландский документальный фильм о Яапе и сделайте свои выводы.