В 2025 году, в рамках передачи «Спасибо, послушаю», было поднято обсуждение феномена Фила Коллинза. Если в СССР 80-х артист воспринимался как исполнитель рок-баллад, стоящий в одном ряду со Стингом и Элтоном Джоном, то на Западе его творчество подвергалось резкой критике и насмешкам. Ведущий Андрей Васильев начал выпуск с цитат известных личностей, таких как Дэвид Боуи, которые использовали музыку Фила как пример «негодной» и «позорной» для настоящего творца.
Парадоксально, но несмотря на всеобщую неприязнь, Фил Коллинз входит в число тридцати самых продаваемых музыкантов в истории. Васильев иронично ставит вопрос: как это возможно, что слушатели осуждают артиста днем, а вечером тайно приобретают его новые синглы? Ведущий предлагает разобраться в творчестве человека, которого одни обвиняют в «загубленном роке 70-х», а другие считают «изобретателем поп-музыки 80-х».
Путь Фила Коллинза к славе начался в составе прогрессив-рок-группы Genesis, где он занимал позицию барабанщика. Группа, чьим фронтменом был Питер Гэбриел, исполняла интеллектуальную и эстетичную музыку, и талант Коллинза как музыканта не вызывал сомнений. После ухода Гэбриела в сольное плавание, Genesis столкнулись с необходимостью поиска нового вокалиста. Выбор пал на Фила, который и ранее исполнял бэк-вокал и обладал схожим с Гэбриелом тембром. Эта история породила популярную среди критиков теорию о Коллинзе как о человеке, который «подсидел» Гэбриела, занял его место и «убил рок». Однако, как отмечает ведущий, Коллинз не стремился к роли вокалиста, а уход Гэбриела был его личным решением. Преобразование звучания Genesis было естественным развитием, отражающим общую тенденцию музыкальной индустрии 80-х, когда арт-рок уступал место более доступным формам. Критики часто отмечают, что песни Коллинза «похожи на всё вокруг», но Васильев стремится доказать обратное, утверждая, что многие новаторские эффекты, придуманные Филом, настолько прочно вошли в музыку 80-х, что их первоисточник был забыт.
Еще одна претензия к Коллинзу – его чрезмерная медийность в 80-х. Он стал единственным артистом, выступившим на фестивале Live Aid на двух континентах в один день, для чего воспользовался сверхзвуковым самолетом «Конкорд». Этот поступок вызвал раздражение у многих, хотя сам Коллинз объяснял это обещанием сыграть со Стингом и Эриком Клэптоном, не рассчитав логистику. Помимо сольных работ и выступлений с Genesis, Фил активно сотрудничал с коллегами в качестве барабанщика и продюсера, а также решал личные вопросы, что и приводило к его повсеместному присутствию. Позже Коллинз признавался, что порой надевал «маску зарвавшейся звезды», неосознанно поддерживая свой «злодейский» образ.
Со временем страсти улеглись. К концу 80-х многие коллеги Фила, включая Стинга и Клэптона, переняли его стилистические приемы, и те самые «скучные и приторные» песни, «заунывные баллады» стали саундтреком целой эпохи.
Алексей Мажаев, ИнтерМедиа
Комментарии
Комментариев пока нет.