"Гибель богов" – это четвертая и заключительная часть грандиозной оперной тетралогии Рихарда Вагнера "Кольцо нибелунга". Произведение исполняется на немецком языке с синхронными титрами на русском и английском.
Сам Вагнер говорил о своей музыке: "Моя музыка страшна, это омут, полный ужаса и величия!". Эти слова особенно точно описывают последнюю оперу цикла – "Гибель богов". Именно с нее, а точнее – с ее текста, Вагнер начал работу над "Кольцом", тогда драма называлась "Смерть Зигфрида". Оба названия предвещают: хеппи-энда ждать не стоит, Нибельхейм одержит верх над Валгаллой. В "Гибели богов" правят бал ненависть, зависть, обман, ревность, агрессия. Здесь плетутся интриги, происходят предательства и убийства.
Вещие норны прядут нить неотвратимой судьбы, а темные силы строят козни против сил света. Музыка у Вагнера, как всегда, неразрывно связана с драмой. Именно поэтому потрясение от "Гибели богов" гарантировано даже без сценического воплощения.
Оркестровка насыщена темными красками: низкие духовые, медные инструменты с сурдинами. Вагнер суров, но не беспощаден – в партитуре есть и очень светлые страницы. Среди них – жизнерадостная симфоническая картина "Путешествие Зигфрида по Рейну". На другом полюсе – "Траурный марш на смерть Зигфрида", трагическая кульминация всего вагнеровского эпоса.
Симфонические эпизоды и партитура в целом пронизаны лейтмотивами – музыкальными эмблемами, которыми Вагнер снабдил героев, явления и даже философские категории. В "Гибели богов" их около десятка новых, остальные сотни уже знакомы тем, кто следил за предыдущими частями. Некоторые критики называют оперу "попурри", но фантазия Вагнера бездонна: в умении переосмысливать и варьировать свои идеи ему нет равных.
В самом финале оперы звучит мелодия любви-искупления. Впервые Вагнер использовал ее в "Валькирии", когда Зиглинде предрекли рождение спасителя – Зигфрида. В финале истории Зигфрид погибает, Валгалла горит, а "из развалин дворца мужчины и женщины, глубоко потрясенные, смотрят на разгорающийся небесный пожар". И тогда Вагнер произносит последнее слово: оркестр тихо играет нежную мажорную музыку, полную любви, утешения и надежды. Человечество продолжает жить. Спектакль идет с двумя антрактами.
осталось ждать
Где: Мариинский-2
';
Комментарии
Комментариев пока нет.