Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Центре «Зотов»
Уникальная выставка, организованная Центром «Зотов» и Музеем AZ, посвящена исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я» — ключевого издания неофициального русского искусства, которое выходило в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я» впервые были опубликованы работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и многие другие.
Журнал стал не только мостом между советским андеграундом и западным зрителем, но и помог художникам определить своё место в истории искусства, следуя традициям русского авангарда 1910–1920-х годов. На его страницах публиковались не только статьи о современном искусстве, но и манифесты, архивные материалы и произведения авангардистов, включая тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и даже Варлама Шаламова.
Почему журнал «А-Я» стал историческим феноменом?
С середины 1930-х произведения авангардистов были изъяты из музеев, альбомов и библиотек в рамках борьбы с «формализмом». Лишь через 20 лет тема авангарда вновь стала обсуждаться — но в основном закрыто, в узких кругах.
«А-Я» стал первым изданием, которое:
- представило наследие русского авангарда в трёх ключевых ракурсах:
- публикация материалов первого авангарда (раздел «Наследие»),
- «диалог» современных художников с историческим авангардом,
- размышления об авангарде в современном искусстве;
- способствовал переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда, когда советские издания только начинали о нём писать.
Что ждёт посетителей выставки?
Экспозиция построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда и включает более 350 экспонатов, среди которых:
- произведения Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова,
- работы Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова,
- архивные документы и подлинные публикации из журнала.
Журнал, который часто называют «бумажным музеем», теперь обрёл физическое пространство. Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали уникальную концепцию выставочного зала: в центре круглого пространства размещён белоснежный «журнальный» куб, внутри которого посетители смогут:
- пройти по страницам восьми номеров «А-Я» (семи художественных и одного литературного),
- познакомиться с разделами выставки:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Случайная встреча»,
- «Опять ангела нарисовал…»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь».
За пределами куба расположена зона, посвящённая истории создания журнала, его роли в мировом и отечественном искусстве, а также причинам прекращения выпуска.
Как посетить выставку?
Выставка пройдёт в Центре «Зотов» (Москва) 27 сентября 2025 года. Вход по билетам. Уточнить информацию о льготах и приобрести билеты можно в кассе центра или по телефону.
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.