Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Центре «Зотов»
Уникальный выставочный проект, организованный Центром «Зотов» совместно с Музеем AZ, посвящён исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я» — ключевого издания неофициального русского искусства. Журнал выходил в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я» впервые были опубликованы работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и многих других.
Помимо статей о современном искусстве, журнал знакомил читателей с манифестами и произведениями авангардистов 1910–1920-х годов, включая тексты Малевича, Филонова, Матюшина и других. «А-Я» стал мостом между советским андеграундом и западной аудиторией, помогая художникам определить своё место в истории авангарда.
История и значение журнала «А-Я»
С середины 1930-х произведения авангардистов исчезли из музеев, альбомов и библиотек — борьба с «формализмом» сделала их недоступными. Лишь через 20 лет интерес к авангарду начал возрождаться, но знания о нём оставались фрагментарными. Журнал «А-Я» стал уникальным историческим документом, представив наследие русского авангарда в трёх ключевых ракурсах:
- Публикация материалов первого авангарда в разделе «Наследие»;
- Диалог современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
Журнал способствовал переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда, когда советские издания только начинали освещать эту тему.
Экспозиция: от «бумажного музея» к реальному пространству
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда и объединяет более 350 экспонатов, среди которых работы:
- Казимира Малевича,
- Эль Лисицкого,
- Павла Филонова,
- Игоря Шелковского,
- Эрика Булатова,
- Ильи Кабакова,
- Франциско Инфанте,
- Олега Целкова и других.
Журнал, который часто называют «бумажным музеем», теперь вышел в реальное пространство. Посетители смогут пройти сквозь номера «А-Я», увидеть подлинные произведения и архивные документы, опубликованные в нём.
Архитектурное решение и структура выставки
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали уникальное пространство: в круглый выставочный зал вписан белоснежный «журнальный» куб. Внутри него зрители погрузятся в раздел «Наследие» на страницах восьми номеров (семи художественных и одного литературного).
Темы выставки отражают ключевые вопросы, волновавшие художников в 1910–1920-х и 1970–1980-х годах:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Случайная встреча»,
- «Опять ангела нарисовал…»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»,
- «Окно расширенного смотрения»,
- «Сам себя издат»,
- «Право слова».
Во внешнем периметре за пределами куба представлена история создания журнала, его роль в мировой и отечественной арт-сцене, а также причины прекращения выпуска.
Посещение выставки
Вход на выставку — по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе Центра «Зотов» или по телефону: +7 495.
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.