Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Москве
Уникальный выставочный проект, организованный Центром «Зотов» и Музеем AZ, посвящён исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я» — ключевого издания неофициального русского искусства. С 1979 по 1986 год в Париже под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова выходил этот журнал, ставший мостом между советским андеграундом и западной аудиторией.
Именно на страницах «А-Я» впервые были опубликованы работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и многие другие.
Помимо аналитических статей о современном искусстве, журнал знакомил читателей с манифестами и творчеством авангардистов 1910–1920-х годов, публикуя ранее недоступные тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и даже Варлама Шаламова. Это было время, когда советские музеи и библиотеки «забыли» об авангарде — его произведения исчезли из экспозиций, а само направление объявили «формализмом, чуждым социалистическому обществу».
Лишь в конце 1950-х началось возрождение интереса к русскому авангарду, но оставалось множество белых пятен. Журнал «А-Я» стал уникальным историческим документом, представив наследие авангарда в трёх ключевых ракурсах:
- Публикация архивных материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие»;
- Диалог современных художников (1970–1980-х) с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде как явлении современного искусства.
Экспозиция: от «бумажного музея» к реальному пространству
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда и объединяет более 350 экспонатов, включая работы:
- Казимира Малевича,
- Эль Лисицкого,
- Павла Филонова,
- Игоря Шелковского,
- Франциско Инфанте,
- Олега Целкова и других.
Журнал, который часто называют «бумажным музеем», теперь выходит за пределы страниц — зрители смогут пройти сквозь номера «А-Я», увидеть подлинные произведения и архивные документы, опубликованные в нём. Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали для выставки уникальную концепцию: в круглом выставочном зале размещён белоснежный «журнальный» куб, внутри которого представлен раздел «Наследие» из восьми номеров (семь художественных и один литературный).
Темы выставки отражают ключевые вопросы, волновавшие художников в 1910–1920-х и 1970–1980-х годах:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Случайная встреча»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь» и другие.
Во внешнем периметре зала посетители узнают об истории создания журнала, его роли в мировой и отечественной арт-сцене, а также о причинах прекращения выпуска. Это шанс увидеть, как одно издание смогло изменить представление об искусстве.
Как посетить выставку
Вход осуществляется по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе Центра «Зотов» или по телефону: +7 495....
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.