Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Центре «Зотов»
Уникальная выставка, организованная Центром «Зотов» совместно с Музеем AZ, посвящена исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я» — ключевого издания неофициального русского искусства. Журнал, основанный в Париже в 1979 году Игорем Шелковским и Александром Сидоровым, стал платформой для публикации работ таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и других.
На страницах «А-Я» сочетались статьи о современном искусстве, манифесты авангардистов 1910–1920-х годов и их произведения. Журнал не только знакомил западную аудиторию с советским андеграундом, но и помогал художникам определить своё место в истории искусства, следуя традициям авангарда.
Исторический контекст и значение журнала
С середины 1930-х произведения авангардистов были исключены из музейных экспозиций, альбомов и библиотек. Борьба с «формализмом», чуждым социалистической идеологии, привела к забвению этого направления. Лишь в конце 1950-х началось его кулуарное изучение.
Журнал «А-Я» стал уникальным историческим документом, представив наследие русского авангарда в трёх аспектах:
- Публикация материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие»;
- «Диалог» современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
Здесь впервые были опубликованы тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и других. Журнал способствовал переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда, опережая советские издания.
Экспозиция и архитектурное решение
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда и объединяет более 350 экспонатов, включая работы:
- Казимира Малевича,
- Эль Лисицкого,
- Павла Филонова,
- Игоря Шелковского,
- Эрика Булатова,
- Ильи Кабакова,
- Франциско Инфанте и других.
Журнал, названный «бумажным музеем», вышел за пределы печатных страниц. Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина создали в выставочном зале белоснежный «журнальный» куб, внутри которого представлен раздел «Наследие» из восьми номеров издания.
Темы выставки — «Комплекс Малевича», «Филоновская мифологема», «Случайная встреча» и другие — проводят посетителей через ключевые вопросы, волновавшие художников в 1910–1920-х и 1970–1980-х годах. Во внешнем периметре зала представлена история создания журнала и его роль в мировой арт-сцене.
Посещение выставки
Вход осуществляется по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе Центра «Зотов» или по телефону.
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.