Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Центре «Зотов»
Уникальный выставочный проект, организованный Центром «Зотов» совместно с Музеем AZ, посвящён исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я»** — ключевого издания неофициального русского искусства, выходившего в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я»** впервые были опубликованы работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и многие другие.
Журнал стал не только мостом между советским андеграундом и западным зрителем, но и платформой для осмысления места современных художников в истории авангарда. Здесь публиковались:
- манифесты и статьи об авангардистах 1910–1920-х годов,
- произведения забытых мастеров,
- аналитические материалы о течениях начала XX века.
«А-Я» как исторический документ
С середины 1930-х работы авангардистов исчезли из музеев, альбомов и библиотек — борьба с «формализмом»** стёрла их из официальной культуры. Лишь в конце 1950-х началось скрытое от властей изучение этого наследия. Журнал «А-Я»** стал первым, кто вернул авангард в дискурс, представив его в трёх ракурсах:
- Публикация архивных материалов в разделе «Наследие»**;
- Диалог современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в контексте актуального искусства.
На страницах издания впервые увидели свет тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и даже Варлама Шаламова. Журнал опередил время, переоткрыв теоретические концепции раннего авангарда, когда советские СМИ только начинали о нём говорить.
Экспозиция: от «бумажного музея» к реальному пространству
Выставка построена вокруг диалога «первого»** (1910–1920-е) и «второго»** (1970–1980-е) авангарда, развернувшегося на страницах «А-Я»**. В экспозиции — более 350 экспонатов, включая работы:
- Казимира Малевича,
- Эль Лисицкого,
- Павла Филонова,
- Игоря Шелковского,
- Эрика Булатова,
- Ильи Кабакова,
- Франциско Инфанте и других.
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина оформили выставочное пространство как «бумажный музей»** — белоснежный куб в круглом зале, символизирующий журнальные страницы. Внутри него посетители погрузятся в 8 номеров «А-Я»** (7 художественных и 1 литературный), а тематические разделы выставки:
- «Комплекс Малевича»**,
- «Филоновская мифологема»**,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»** —
Во внешнем периметре зала представлена история создания журнала, его роль в мировой культуре и причины закрытия. Это шанс прикоснуться к легендарному изданию, увидеть подлинные произведения и архивные документы, опубликованные в нём.
Практическая информация
Дата: 24 сентября 2025 года.
Место: Центр «Зотов», Москва.
Вход: по билетам. Льготные категории уточняйте в кассе или по телефону +7 495...
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.