Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»
Уникальный выставочный проект, организованный Центром «Зотов» и Музеем AZ, посвящён исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала неофициального русского искусства «А-Я». Это издание, выходившее в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова, стало первой платформой для публикации работ таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и многие другие.
На страницах «А-Я» сочетались статьи о современном искусстве, манифесты и просветительские материалы об авангардистах 1910–1920-х годов, а также их произведения. Журнал не только знакомил западную аудиторию с советским андеграундом, но и помогал художникам определить своё место в истории искусства, «выстроенной по магистральной линии движения авангарда».
Возвращение забытого наследия
С середины 1930-х годов работы авангардистов исчезли из музеев, альбомов и библиотек — борьба с «формализмом» сделала их творчество недоступным. Лишь через 20 лет тема авангарда вновь стала обсуждаться, но знания о нём оставались фрагментарными. С конца 1950-х началось закрытое изучение художественных течений начала XX века.
Журнал «А-Я» стал уникальным историческим документом, представив наследие русского авангарда в трёх ключевых ракурсах:
- Публикация материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие»;
- «Диалог» современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
Именно здесь впервые были опубликованы тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и Варлама Шаламова, способствуя переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда.
Экспозиция: диалог эпох
Выставка построена вокруг взаимодействия «первого» и «второго» авангарда, представленного на страницах журнала. В экспозиции — более 350 экспонатов, включая работы:
- Казимира Малевича,
- Эль Лисицкого,
- Павла Филонова,
- Игоря Шелковского,
- Эрика Булатова,
- Ильи Кабакова,
- Виктора Пивоварова,
- Франциско Инфанте,
- Олега Целкова,
- Ивана Чуйкова и других.
Журнал, который часто называют «бумажным музеем», теперь вышел за пределы печатных страниц. Посетители смогут пройти сквозь номера «А-Я», увидеть подлинные произведения и архивные документы, опубликованные в нём.
Архитектурное решение и структура выставки
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали уникальное пространство: в круглом выставочном зале размещён белоснежный «журнальный» куб. Внутри него зрителей ждёт экскурс по разделу «Наследие» на страницах восьми номеров (семь художественных и один литературный).
Темы выставки отражают ключевые вопросы, волновавшие художников как в 1910–1920-х, так и в 1970–1980-х годах:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Случайная встреча»,
- «Опять ангела нарисовал…»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»,
- «Окно расширенного смотрения»,
- «Сам себя издат»,
- «Право слова».
За пределами куба расположена экспозиция, посвящённая истории создания журнала, его роли в мировой и отечественной арт-сцене, а также причинам прекращения выпуска.
Посещение выставки
Вход осуществляется по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе Центра «Зотов» или по телефону: +7 495.
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.