Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»
Уникальный выставочный проект, организованный Центром «Зотов» и Музеем AZ, посвящён исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я»** — ключевого издания неофициального русского искусства, которое выходило в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я»** впервые были опубликованы работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и другие.
Журнал не только знакомил западную аудиторию с советским андеграундом, но и помогал художникам определить своё место в истории искусства, следуя «магистральной линии авангарда»**. Помимо статей о современном искусстве, на его страницах публиковались манифесты, просветительские материалы об авангардистах 1910–1920-х годов, а также их ранее недоступные произведения.
Возрождение забытого наследия
С середины 1930-х работы авангардистов исчезли из музеев, альбомов и библиотек — борьба с «формализмом»** стирала их из культурной памяти. Лишь через 20 лет интерес к авангарду начал возрождаться, но знания о нём оставались фрагментарными. Журнал «А-Я»** стал уникальным историческим документом, представив наследие русского авангарда в трёх ключевых ракурсах:
- Публикация материалов первого авангарда в разделе «Наследие»**;
- Диалог современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
Здесь впервые были опубликованы тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и Варлама Шаламова, что способствовало переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда.
Экспозиция: от «бумажного музея» к реальному пространству
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда и объединяет более 350 экспонатов, включая работы:
- Казимира Малевича,
- Эль Лисицкого,
- Павла Филонова,
- Игоря Шелковского,
- Эрика Булатова,
- Ильи Кабакова,
- Виктора Пивоварова,
- Франциско Инфанте,
- Олега Целкова,
- Ивана Чуйкова и других.
Журнал, который часто называют «бумажным музеем»**, теперь вышел за пределы страниц — посетители смогут пройти сквозь номера «А-Я»**, увидеть подлинные произведения и архивные документы, опубликованные в нём.
Архитектурное решение и структура выставки
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина вписали в круглый выставочный зал белоснежный «журнальный» куб. Внутри него зрителей ждёт экскурс по разделу «Наследие»** на страницах восьми номеров (семи художественных и одного литературного).
Тematicheские блоки выставки:
- «Комплекс Малевича»**,
- «Филоновская мифологема»**,
- «Случайная встреча»**,
- «Опять ангела нарисовал…»**,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»**,
- «Окно расширенного смотрения»**,
- «Сам себя издат»**,
- «Право слова»**.
Они последовательно проводят посетителей по темам, волновавшим художников как в 1910–1920-х, так и в 1970–1980-х годах. Во внешнем периметре за пределами куба представлена история создания журнала, его значение для мировой и отечественной арт-сцены, а также причины прекращения выпуска.
Вход на выставку — по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе центра или по телефону.
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.