Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Москве
Уникальный выставочный проект, организованный Центром «Зотов» и Музеем AZ, посвящён исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала неофициального русского искусства «А-Я». Это издание, выходившее в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова, стало ключевой площадкой для публикации работ ведущих представителей советского андеграунда.
Именно на страницах «А-Я» впервые увидели свет произведения таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и многие другие.
Журнал не только знакомил западную аудиторию с советским нонконформизмом, но и помогал художникам определить своё место в «истории искусства, построенной по магистрали авангарда». Помимо этого, на его страницах публиковались:
- манифесты и просветительские статьи об авангардистах 1910–1920-х годов,
- произведения Казимира Малевича, Павела Филонова, Михаила Матюшина и других классиков,
- тексты Варлама Шаламова, ранее недоступные широкой публике.
Исторический контекст: почему журнал «А-Я» стал явлением?
С середины 1930-х работы авангардистов были изъяты из музеев, альбомов и библиотек в рамках борьбы с «формализмом», объявленным чуждым социалистическому обществу. Лишь спустя 20 лет тема авангарда вновь стала обсуждаться — но в узких кругах и без глубокого понимания.
Журнал «А-Я» стал уникальным историческим документом, представив наследие русского авангарда в трёх ключевых ракурсах:
- Публикация материалов первого авангарда в разделе «Наследие».
- «Диалог» современных художников с историческим авангардом.
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
Таким образом, издание способствовало переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда в то время, когда советские журналы только начинали к ним возвращаться.
Экспозиция: от «бумажного музея» к живой выставке
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда и объединяет более 350 экспонатов, среди которых:
- работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павела Филонова,
- произведения Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова,
- архивные документы и подлинные публикации из журнала.
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали пространство выставки, вписав в круглый зал белоснежный «журнальный» куб. Внутри него посетители смогут:
- пройти по разделам «Наследие» восьми номеров журнала (семь художественных и один литературный),
- ознакомиться с тематическими блоками:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь» и другие.
За пределами куба расположена зона, посвящённая истории создания журнала, его роли в мировой и отечественной арт-сцене, а также причинам прекращения выпуска.
Посещение выставки
Вход осуществляется по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе Центра «Зотов» или по телефону: +7 495....
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.