Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Москве
Уникальная выставка, организованная Центром «Зотов» и Музеем AZ, посвящена исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я»** — ключевого издания неофициального русского искусства, которое выходило в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я»** впервые были опубликованы работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и многие другие.
Журнал стал не только мостом между советским андеграундом и западной аудиторией, но и платформой для осмысления места современных художников в истории авангарда. Здесь публиковались не только статьи о современном искусстве, но и манифесты, просветительские материалы об авангардистах 1910–1920-х годов, а также их ранее недоступные произведения.
«А-Я»: бумажный музей русского авангарда
С середины 1930-х годов работы авангардистов были исключены из музейных экспозиций, альбомов и библиотек в рамках борьбы с «формализмом». Лишь спустя 20 лет тема авангарда вновь стала обсуждаться — но в узких кругах и с большими пробелами в знаниях. Журнал «А-Я»** стал уникальным историческим документом, представившим наследие русского авангарда в трёх ключевых ракурсах:
- Публикация материалов первого авангарда в разделе «Наследие»;
- Диалог современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
На страницах журнала впервые увидели свет тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и Варлама Шаламова, способствуя переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда в то время, когда советские издания только начинали к ним возвращаться.
Экспозиция: диалог двух эпох
Выставка построена вокруг диалога художников «первого» и «второго» авангарда и объединяет более 350 экспонатов, среди которых:
- произведения Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова;
- работы Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова;
- архивные документы и подлинные публикации из журнала.
Журнал, который часто называют «бумажным музеем»**, теперь вышел за пределы страниц — посетители смогут пройти сквозь номера «А-Я», увидеть оригинальные произведения и погрузиться в атмосферу той эпохи.
Архитектура и структура выставки
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали уникальное пространство: в круглом выставочном зале размещён белоснежный «журнальный» куб. Внутри него зрителей ждёт экскурс по разделу «Наследие»** на страницах восьми номеров журнала (семь художественных и один литературный).
Темы выставки отражают ключевые вопросы, волновавшие художников как в 1910–1920-х, так и в 1970–1980-х годах:
- «Комплекс Малевича»**,
- «Филоновская мифологема»**,
- «Случайная встреча»**,
- «Опять ангела нарисовал…»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»**,
- «Окно расширенного смотрения»**,
- «Сам себя издат»**,
- «Право слова»**.
Во внешнем периметре за пределами куба представлена история создания журнала, его роль в мировой и отечественной арт-сцене, а также причины прекращения выпуска.
Как посетить выставку
Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»**» откроется 23 сентября 2025 года в Центре «Зотов»** (Москва). Вход по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе центра или по телефону: +7 495...
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.