Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»
Уникальный выставочный проект Центра «Зотов» и Музея AZ посвящён исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я» — ключевого издания неофициального русского искусства, выходившего в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я» впервые были опубликованы работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и многие другие.
Журнал стал не только мостом между советским андеграундом и западной аудиторией, но и платформой для осмысления места современных художников в истории авангарда. Помимо аналитических статей, здесь публиковались манифесты, просветительские материалы об авангардистах 1910–1920-х годов, а также их ранее недоступные произведения.
«А-Я» как исторический феномен
С середины 1930-х работы авангардистов — сегодня признанных классиков — были изъяты из музеев, альбомов и библиотек в рамках борьбы с «формализмом». Лишь через 20 лет тема авангарда вновь возникла в дискурсе, но оставалась слабо изученной. Журнал «А-Я» стал первым системным источником, представившим наследие русского авангарда в трёх ключевых ракурсах:
- Публикация архивных материалов первого авангарда в разделе «Наследие»;
- Диалог современных художников с историческим авангардом;
- Анализ авангардных тенденций в искусстве 1970–1980-х.
На страницах журнала впервые увидели свет тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и Варлама Шаламова, способствуя переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда.
Экспозиция: от «бумажного музея» к реальному пространству
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда и объединяет более 350 экспонатов, среди которых:
- произведения Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова;
- работы Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова;
- архивные документы и подлинные публикации из журнала.
Архитектурное решение выставки, разработанное Александром Бродским и Наташей Кузьминой, воплощает идею «бумажного музея»: в центре зала установлен белоснежный «журнальный» куб, символизирующий переход от плоскости страницы к объёмному пространству. Внутри куба посетители смогут:
- пройти по разделам восьми номеров журнала (семь художественных и один литературный);
- ознакомиться с тематическими блоками выставки, такими как «Комплекс Малевича», «Филоновская мифологема», «Пора искусству вторгнуться в жизнь»;
- увидеть, как темы, волновавшие художников в 1910–1920-х, перекликаются с идеями 1970–1980-х.
Во внешнем периметре зала представлена история создания журнала, его роль в мировой и отечественной арт-сцене, а также причины прекращения выпуска.
Практическая информация
Даты: с 25 сентября 2025 года.
Место: Центр «Зотов», Москва.
Вход: по билетам. Льготные категории уточняйте в кассе или по телефону +7 495...
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.