Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Центре «Зотов»
Уникальный выставочный проект, подготовленный Центром «Зотов» совместно с Музеем AZ, посвящён исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я»** — ключевого издания неофициального русского искусства, выходившего в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я»** впервые были опубликованы работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и многие другие.
Журнал стал не только мостом между советским андеграундом и западной аудиторией, но и платформой для осмысления места современных художников в контексте авангардных традиций XX века. Здесь публиковались не только статьи о современном искусстве, но и манифесты, просветительские материалы об авангардистах 1910–1920-х годов, а также их ранее недоступные произведения.
«А-Я»: бумажный музей русского авангарда
С середины 1930-х годов работы авангардистов — сегодня признанных классиков — были изъяты из музейных экспозиций, альбомов и библиотек. Борьба с «формализмом»**, чуждым социалистической идеологии, привела к забвению целых художественных направлений. Лишь спустя 20 лет тема авангарда вновь стала обсуждаться, но знания о нём оставались фрагментарными.
Журнал «А-Я»** стал уникальным историческим документом, представившим наследие русского авангарда в трёх ключевых ракурсах:
- Публикация архивных материалов первого авангарда в разделе «Наследие»**;
- «Диалог»** современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
На его страницах впервые увидели свет тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и даже Варлама Шаламова. Журнал способствовал переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда, опережая советские издания, только начинавшие осваивать эту тему.
Экспозиция: диалог двух эпох
Выставка построена вокруг диалога «первого»** (1910–1920-е) и «второго»** (1970–1980-е) авангарда, развернувшегося на страницах «А-Я»**. В экспозиции представлено более 350 экспонатов, включая работы:
- Казимира Малевича,
- Эль Лисицкого,
- Павла Филонова,
- Игоря Шелковского,
- Эрика Булатова,
- Ильи Кабакова,
- Виктора Пивоварова,
- Франциско Инфанте,
- Олега Целкова,
- Ивана Чуйкова и других.
Журнал, который часто называют «бумажным музеем»**, теперь вышел за пределы страниц — посетители смогут пройти сквозь номера «А-Я», увидеть подлинные произведения и архивные документы, опубликованные в нём.
Архитектурное решение и структура выставки
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали уникальное пространственное решение: в круглый выставочный зал вписан белоснежный «журнальный» куб. Внутри него зрители погрузятся в раздел «Наследие»** через призму восьми номеров журнала (семь художественных и один литературный).
Тematicческие блоки выставки:
- «Комплекс Малевича»**,
- «Филоновская мифологема»**,
- «Случайная встреча»**,
- «Опять ангела нарисовал…»**,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»**,
- «Окно расширенного смотрения»**,
- «Сам себя издат»**,
- «Право слова»**.
Эти разделы последовательно раскрывают темы, волновавшие художников как в 1910–1920-е, так и в 1970–1980-е годы. За пределами куба расположена зона, посвящённая истории создания журнала, его роли в мировой и отечественной арт-сцене, а также причинам прекращения издания.
Как посетить выставку
Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»**» откроется 26 сентября 2025 года в Центре «Зотов»** (Москва). Вход по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе центра или по телефону.
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.