Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Центре «Зотов»
Уникальная выставка, организованная Центром «Зотов» и Музеем AZ, посвящена исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я» — ключевого издания неофициального русского искусства. Журнал, основанный в Париже в 1979–1986 годах под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова, стал первой площадкой для публикаций работ:
- Эрика Булатова,
- Ильи Кабакова,
- Виктора Пивоварова,
- Олега Васильева и других мастеров советского андеграунда.
На страницах «А-Я» публиковались не только статьи о современном искусстве, но и манифесты, просветительские материалы об авангардистах 1910–1920-х годов, а также их произведения. Журнал сыграл ключевую роль в знакомстве западной аудитории с советским андеграундом и помог художникам определить своё место в истории искусства.
Исторический контекст: от забвения к возрождению
С середины 1930-х годов работы авангардистов были исключены из музейных экспозиций, альбомов и библиотек. Борьба с «формализмом» привела к забвению целых художественных направлений. Лишь в конце 1950-х началось их постепенное изучение — сначала в узких кругах, а затем и на страницах «А-Я».
Журнал стал уникальным историческим документом, представив наследие русского авангарда в трёх ракурсах:
- Публикация материалов первого авангарда в разделе «Наследие»;
- Диалог современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
Здесь впервые были опубликованы тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и Варлама Шаламова, что способствовало переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда.
Экспозиция: диалог эпох на 350 экспонатах
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда, представленного на страницах журнала. В экспозиции — более 350 экспонатов, включая работы:
- Казимира Малевича,
- Эль Лисицкого,
- Павла Филонова,
- Игоря Шелковского,
- Эрика Булатова,
- Ильи Кабакова,
- Виктора Пивоварова,
- Франциско Инфанте,
- Олега Целкова,
- Ивана Чуйкова и других.
Журнал, который часто называют «бумажным музеем», теперь вышел за пределы печатных страниц. Посетители смогут пройти сквозь номера «А-Я», увидеть подлинные произведения и архивные документы, опубликованные в нём.
Архитектурное решение и структура выставки
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали уникальное пространство: в круглом выставочном зале размещён белоснежный «журнальный» куб. Внутри него представлен раздел «Наследие» из восьми номеров журнала (семь художественных и один литературный).
Темы выставки отражают ключевые вопросы, волновавшие художников в 1910–1920-х и 1970–1980-х годах:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Случайная встреча»,
- «Опять ангела нарисовал…»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»,
- «Окно расширенного смотрения»,
- «Сам себя издат»,
- «Право слова».
Во внешнем периметре за пределами куба посетители узнают об истории создания журнала, его роли в мировой и отечественной арт-сцене, а также о причинах прекращения издания.
Посещение выставки
Вход на выставку — по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе Центра «Зотов» или по телефону: +7 495.
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.