Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Москве
Уникальный выставочный проект, организованный Центром «Зотов» и Музеем AZ, посвящён исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я» — ключевого издания неофициального русского искусства. С 1979 по 1986 год в Париже под руководством Игоря Шелковского и Александра Сидорова выходил этот журнал, ставший мостом между советским андеграундом и западной аудиторией.
Именно на страницах «А-Я» впервые были опубликованы работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и другие.
Помимо статей о современном искусстве, журнал представлял манифесты и просветительские материалы об авангардистах 1910–1920-х годов, а также их произведения. «А-Я» не только знакомил западного зрителя с советским андеграундом, но и помогал художникам определить своё место в истории искусства, следуя традициям авангарда.
Открытие забытого наследия
С середины 1930-х годов работы авангардистов исчезли из музеев, альбомов и библиотек — борьба с «формализмом» сделала их искусство недоступным. Лишь спустя 20 лет тема авангарда вновь возникла в дискурсе, но знания о нём оставались фрагментарными. С конца 1950-х началось закрытое изучение художественных течений начала XX века.
Журнал «А-Я» стал уникальным историческим документом, представив наследие русского авангарда в трёх ракурсах:
- Публикация материалов первого авангарда в разделе «Наследие»;
- «Диалог» современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в современном искусстве.
Здесь впервые были опубликованы тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и других. Журнал способствовал переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда в то время, когда советские издания только начинали к ним возвращаться.
Экспозиция: диалог эпох
Выставка построена вокруг взаимодействия художников «первого» и «второго» авангарда и включает более 350 экспонатов, среди которых:
- Работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова;
- Произведения Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова;
- Архивные документы и подлинные публикации из журнала.
Журнал, который называют «бумажным музеем», теперь вышел за пределы страниц — зрители смогут пройти сквозь номера «А-Я», увидеть оригинальные произведения и архивы.
Архитектура и структура выставки
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали уникальное пространство: в центре круглого зала расположен белоснежный «журнальный» куб. Внутри него представлен раздел «Наследие» из восьми номеров журнала (семь художественных и один литературный).
Темы выставки отражают ключевые вопросы искусства двух эпох:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Случайная встреча»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь» и другие.
Во внешнем периметре зала посетители узнают об истории создания журнала, его роли в мировой и отечественной арт-сцене, а также о причинах прекращения издания.
Как посетить выставку
Вход осуществляется по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе Центра «Зотов» или по телефону.
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.